Себестоимость цветных металлов, получаемых из лома или отходов, в 3-6 раз ниже, чем из рудного сырья. Вторичное сырье может дать почти половину объема выплавляемой стали. Вторичная переработка лома цветных металлов потенциально может давать ежегодно 1/5 мировой продукции меди, более 1/3 олова, 1/3 алюминия, около 1/5 цинка. Использование 1 т лома черных металлов позволяет экономить 3,5-4 т сырой железной руды, а также марганцевую руду и нерудное металлургическое сырье. При этом экономятся энергетические ресурсы: 1 т лома цветных металлов сберегает 1,5 т коксующихся углей. Экологические последствия вторичного использования сырья могут быть даже более существенными, чем экономические. Например, применение вторичных ресурсов металлов вместо производства чугуна уменьшает выбросы в атмосферу в 7-8 раз, загрязнение вод — в 4 раза, количество образующихся твердых отходов — в 16 раз.
До последнего времени месторождения природных ресурсов разрабатывались выборочно — в первую очередь осваивались самые богатые, удобно расположенные и крупные. Маловероятно, что даже в условиях дефицита или истощения ряда ресурсов человечество обратится к обычным горным породам и морской воде, чтобы извлекать из них большинство минеральных ресурсов, теряя при этом интерес к их локальным концентрациям.
В настоящее время наметилась иная тенденция. В результате глобального относительного истощения наиболее богатых месторождений и перехода на все более бедные и неудобно расположенные источники полезных ископаемых, источником природных ресурсов все чаще становятся огромные отвалы вокруг старых рудников, из которых полезные вещества можно извлечь с помощью современных технологий обогащения. Например, вокруг старых рудников по добыче меди, цинка, свинца, железных руд и др. металлов скопилась масса отвалов с низким содержанием тех или иных полезных ископаемых, которые фактически являются отложенными для будущего использования отходами горнодобычи. В то же время по-прежнему огромны потери природных ресурсов и ущерб, который наносится среде в процессе разработки месторождений полезных ископаемых. Так, при добыче подземным способом в недрах в среднем теряется из-за несовершенных или слишком дорогих технологий 20-45 % угля, 15-25 % руд черных и цветных металлов, 20-60 % горно-химического сырья. В среднем по отдельным месторождениям доля извлеченной нефти по отношению к разведанным запасам составляет лишь 50-60 %. Потери попутного газа составляют только в нашей стране порядка 20 млрд т/год, и он по-прежнему в основном сжигается в факелах. В этих отраслях предстоит внедрять новые ресурсосберегающие технологии, а также более комплексно использовать добываемое сырье.
Вследствие обострения проблем охраны окружающей среды, качественного и количественного истощения природных ресурсов и ухудшения среды обитания человечества природопользование как наука активно развивается последнее время во всем мире. В ее научный багаж большой вклад вносят экология и биология, химия и физика, география, демография, право, многие отраслевые науки – лесоводство, почвоведение, гидрология, физика атмосферы, растениеводство, а также экономические подотрасли науки. Все эти науки объединяет одно – природа как объект использования и охраны, ставшая жизненно важной стороной существования человечества на грани ХХ и XXI вв. выбор наиболее рационального и эффективного пути природопользования в настоящее время является не просто экономической проблемой, но и закладывает направление будущего развития всего человечества.
Это интересно:
Лабиринт безымянных улиц
Токио дважды имел и дважды упустил возможность отстроиться заново, по разумному генеральному плану. Первый раз после катастрофического землетрясения 1923 года, разрушившего половину городских зданий. Второй раз - после американских налето ...
Население
Население Чили - 14 161 200 человек.Свыше 90% населения Чили составляют чилийцы, по происхождению преимущественно испано-индейские метисы. В средней части страны живут индейцы арауканы (мапуче), на крайнем Севере - небольшие группы кечуа ...
Развитие экономики Малайзии
Развитие экспортного производства способствовало созданию в Сабахе и Сараваке современных дорог и портового хозяйства. В Сабахе, на северо-западном побережье, была построена небольшая железная дорога. В Сабахе и Сараваке проложено нескольк ...