Второй компонент – юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, и в Законе “О занятости населения Российской Федерации”, других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента Российской Федерации, решениях правительства в ежегодно, или на 2 года принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.
Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.
Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, - четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсации при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.
Рыночная инфраструктура (пятый компонент) – это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д. Основной элемент инфраструктуры рынка труда – государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости. [23; с.65] Фонды занятости, также структурированные по уровням (от федерального до районного), формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих. Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих фондов занятости для нижестоящих, добровольные взносы предприятий и граждан, другие поступления.
Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, способствуют более быстрому вхождению безработных в состав занятого населения.
Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.
Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России есть.
Соотношение отдельных категорий трудоспособного населения, вовлекаемых в разнообразные формы рыночных социально-трудовых отношений представлено в таблице 1.
Таблица 1. Рынок труда в широком смысле и формы его проявления
Категории трудоспособного населения, в т.ч. в т.ч. потенциальная | |||||||||||
Страницы: 1 2
Это интересно: Аэромассы и воздушные массы Приватизация угольных компаний Миграции населения |