Муссон – периодическяй ветер, изменяющий свое направление в зависимости от времени года. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.
Пассаты – ветры, дующие с довольно постоянной силой трех-четырех баллов; направление их не сохраняется всегда постоянным, но изменяется, в тесных, однако, пределах.
В народных представлениях наделяется свойствами демонического существа. Могущество Ветра, его разрушительная (наравне с градом, бурей, метелью) или благотворная сила (аналогично дождю или солнечным лучам) вызывает необходимость задабривать Ветер: ласково с ним разговаривать, «кормить» и даже приносить ему жертву. Характерно и деление Ветров на «добрые» (например, такие, как «святой воздух» – благоприятный, попутный Ветер) и на «злые», наиболее ярким воплощением которых является вихрь.
В славянских верованиях Ветер обитает в местах далеких, таинственных и недостижимых. Это и глухой лес, и необитаемый остров в океане, чужие края по другую сторону моря, крутая, высокая гора и т.п. В южнорусских областях Ветер представляли себе сердитым стариком, который живет «за морем».
В соответствии с индоевропейскими воззрениями на Ветер как на «дыхание Земли», местами его пребывания считались различные пропасти, ямы и пещеры. По представлениям южных славян, такие пещеры и пропасти стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, безуспешно пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит Ветер.
Ветры могут подчиняться высшему божеству: в Слове о полку Игореве» Ветры – «Стрибожьи внуки». По руссским верованиям, Ветров много, но главных – четыре (соответственно четырем сторонам света); они «сидят по углам земли», старший среди них называется «вихровой атаман»: ему повинуются все остальные, он же посылает Ветры и вихри дуть туда, куда захочет. В севернорусской традиции известны «ветряной царь», «ветер Мойсий», «ветер Лука», а также «Седориха» – северный Ветер. В Вологодской быличке рассказывается, что двенадцать ветров прикованы цепями к скале посреди океана; срываясь с цепи, они попадают на землю.
Представление о Ветре как об одушевленном, передвигающемся по воздуху существе выражалось и в желании человека пригласить, вызвать Ветер в тех случаях, когда он необходим для хозяйственных и иных нужд (при веянии жита, для работы мельниц и т.д.). Самым распространенным способом вызвать Ветер в затишье считался свист, реже – пение. Чтобы вызвать попутный Ветер, у русских моряков, особенно поморов, было принято насвистывать (К: не только у русских. Этот обычай есть у моряков практически во всем мире, и, вероятно, связан с симпатической магией (свист ветра в снастях)). Женщины прибрежных поморских селений выходили вечером к морю «молить ветер, чтоб не серчал»,
помогал их близким, находящимся в море. Встав лицом к востоку, они напевным голосом обращались к желаемому восточному Ветру с просьбой «потянуть» и обещали ему «наварить каши и напечь блинов»
. В Рязанской губернии, с целью вызвать Ветер при веянии жита, старухи изо всех сил дули в ту сторону, откуда его ждали, и махали руками, показывая ему нужное направление. У белорусов мельник должен был уметь «запречь ветер»: в частности, вызвать его в затишье, бросая горстями муку с верхушки мельницы.
Дар или жертва Ветру встречается у всех славян. Ветер «кормили» хлебом, мукой, крупой, мясом, остатками праздничных блюд; словенцы бросали навстречу Ветру пепел от костей животного, потроха. Чтобы успокоить сильный Ветер, в Хорватии и Боснии сжигали части одежды, старую обувь. В восточной Польше, приглашая Ветер во время жары, ему обещали отдать девочку, называя ее по имени: «Подуй, ветерок, подуй, дадим тебе Анусю»
и т.п.
Появление Ветра часто связывается с общеславянскими представлениями о Ветре как местонахождении душ и Демонов. Душа (в виде дыхания, дуновения) отождествлялась с воздухом, Ветром, вихрем. Считалось, что с Ветром летают души больших грешников; сильный Ветер означает чью-то насильственную смерть. По польским и словацким поверьям, в завывающем Ветре слышны стоны висельника. Белорусы полагают, что холодный Ветер дует с той стороны, где утонул человек. Ветер в день поминовения умерших у кашубов означает плач души. По украинским верованиям, появление «ходячих» покойников сопровождается порывами Ветра. В Вологодской губернии считалось, что тихий ветерок возникает от дуновения ангелов, а бурный – результат действия дьявольских сил. В. сопровождает появление таких демонов, как вилы у южных славян, «поветруля» и «витрэница», «ветреник» – в Карпатах, ведьма, черт – у восточных и западных славян.
По др. представлениям, Ветер появляется, оттого что «дьявол» играет на вербовой дудочке, помощники Ветра дуют в мехи, кузнецы надувают мехи, рушатся деревья, поднимаются морские волны и т.д. Для предупреждения Ветра соблюдаются различные запреты: нельзя бить землю палкой, бичом, разорять муравейник, сжигать старый веник, дуть на огонь в Рождество, проклинать Ветер и многое другое.
Это интересно:
Реструктуризация угольной промышленности
В период перехода к рыночной экономике объективной необходимостью стала реструктуризация угольной промышленности. Реструктуризация вообще – это изменение структуры чего-либо; применительно к угольной отрасли – это изменение организационно ...
Экономическая безопасность и характеристика основных ее показателей
Категория экономической безопасности трактуется в научной литературе неоднозначно. Так, например, по мнению В. Тамбовцева, “ .под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производст ...
Растительный и животный мир
Животный мир отличается сравнительной бедностью во всех группах животных и даже полным отсутствием некоторых из них (например, змей). Помимо тюленей, обитающих в прибрежных водах, и изредка заплывающих сюда китов, в Ирландии насчитывается ...