Можно предполагать, что это было одной из причин возникновения у правительства идеи изменить соотношение в целях лесной политики: в официальных документах появилось понятие многоцелевого использования. То есть лес стал рассматриваться на государственном уровне не только как источник древесины, но и как охрана водных источников, сохранение почвы, предупреждение оползней, а также место для рекреации населения. Однако сырьевая направленность все же превалировала. Чтобы сохранить интерес собственников ухаживать за лесом в условиях падения прибыльности продаж древесины, правительство стало развивать систему поддержки деятельности лесовладельцев, включавшую не только экономическую поддержку, но также образовательные курсы, техническую поддержку.
1990-е годы ознаменовались развитием международных процессов, связанных с переходом к устойчивому управлению лесами. Лесная политика Японии также претерпела существенные изменения, причинами которых явились растущее осознание обществом важности природоохранных и социальных функций лесов, дальнейшее снижение прибыльности заготовок древесины в плантационных лесах, а также высокий уровень лесистости Японии. Немаловажную роль сыграло влияние международных процессов, в том числе процесса подготовки международной Конвенции по сохранению биологического разнообразия, в котором Япония принимала активное участие.
В 1990 г. Лесной Административный Совет выделил две приоритетные цели для японской лесной политики: улучшение разнообразных функций лесов как первостепенного источника обеспечения «зеленого покрова» и «водных ресурсов» нации через соответствующее управление частными, общественными и национальными лесами; совершенствование национальной системы заготовки, переработки и распределения сырьевых продуктов для реализации программы «Эпоха отечественных лесных продуктов». Соответствующие изменения были внесены в 1991 г. в Лесной закон, который содержит основные принципы лесной политики.
На протяжении 90-х годов лесной сектор Японии продолжал переживать большие сложности, причинами которых являлись:
- продолжающаяся рецессия экономики;
- снижение спроса на древесину вследствие изменения методов строительства, расширения спектра использования альтернативных материалов и сокращения объемов строительства;
стагнация лесной промышленности в течение более чем 20 лет из-за падения цен на древесину, высокой стоимости рабочей силы, низкого качества древесины. С 1970 г. общий объем производства круглого леса снизился в 2 раза к 1997 г. Особенно резкое падение лесозаготовок было в национальных лесах – в 3,4 раза. Это привело к падению уровня самообеспечения японского рынка промышленной древесиной с 67 % в 1966 г. до 21 % к 1998 г. Правда, последние два года наблюдается тенденция роста доли отечественной древесины в обеспечении рынка, но не за счет роста абсолютных объемов, а за счет сокращения доли поставок на японский рынок американской древесины;
- ухудшение состояния лесов и дальнейшее падение конкурентоспособности древесины из-за отказа собственников лесов от ухода за своими участками по причине их убыточности, особенно в местах, отдаленных от путей сообщения и на горных склонах. К тому же многие собственники лесов предпочитают жить в городах, а не в местах размещения собственности, что часто создает сложности, например, по определению границ лесных участков, которые не всегда четко обозначены, или по решению проблемы ухода за участками отсутствующих собственников (например, борьбы с вредителями, чтобы сберечь другие участки);
- продолжающееся старение и сокращение рабочей силы, сокращение источников поступления молодых кадров из-за низкой привлекательности труда в лесном хозяйстве.
Все эти причины побудили правительство Японии начать многоступенчатую реформу управления лесопользованием. Этот процесс начинался постепенно, еще с середины 80-х годов, когда возникли дискуссии о том, какова реальная цена социальных и экологических функций леса и кто должен платить за использование этих функций. Как результат этих дискуссий, а также продолжающегося падения рентабельности лесозаготовок сформировалась новая идея относительно роли лесов в сторону усиления значимости их экологических и социальных функций.
Это интересно:
Предпосылки и факторы формирования современной специализации промышленности
области
Красива и богата природа области, разнообразен ландшафт. Здесь есть поля и горы, холмы и овраги, смешанные леса, реки, озера. Знаменита область курортом Ундоры. Славится также реликтовое Белое озеро. Неповторимы Юловский пруд, река Сура.
...
Картографирование лесов по многоспектральным спутниковым данным высокого
пространственного разрешения
Предложенная методика региональной экологической оценки лесов предусматривает использование репрезентативной выборки данных спутниковых наблюдений высокого пространственного разрешения для классификации лесного покрова и оценки таких ключе ...
Внешняя политика
Направлена на поддержание дружественных отношений со всеми государствами мира, прежде всего, африканскими. Налажены тесные отношения с Ботсваной, Лесото и Свазилендом. В 2000 ВВС ЮАР участвовали в операции по оказанию помощи пострадавшему ...