Динамизм, характерный для экономики Малайзии на протяжении 70-х и особенно 80—90-х гг., во многом базировался на долгосрочной государственной политике поддержки стабильного развития аграрной сферы и опережающего роста ориентированной на экспорт промышленности.
В основе этой политики лежит мобилизация внутренних источников финансирования: в середине 90-х гг. норма сбережений выросла до 37%, а норма капиталовложений — до 39%, тогда как в 60-е гг. они составляли соответственно 28 и 14%, при этом наблюдался отток капитала за рубеж. В то же время правительство активно привлекает иностранные капиталовложения: доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА, не считая Сингапура).
Аграрный сектор экономики получает поддержку посредством субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, централизованного регулирования цен, предоставления субсидий на приобретение машин и удобрений. В результате в 90-е гг. обеспечивался устойчивый рост производства продовольствия и сырья для промышленности.
Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства, хотя масштабы государственного регулирования постепенно снижаются. Несмотря на то, что отношение бюджетных расходов к ВВП сократилось с 58% в 1981 г. до 25% в 1996 г., правительство продолжает поддерживать приоритетные секторы экономики (прежде всего электронику) путем предоставления льготных кредитов и прямого бюджетного финансирования развития инфраструктуры. Обрабатывающая промышленность развивается опережающими темпами и соответственно растет ее роль в экономике: доля машиностроения в ВВП увеличилась (в 1996 гг. до 36%).
Однако поддержка отечественного бизнеса и государственного сектора не подразумевает создание “тепличных” условий за счет импортных ограничений, что сохраняет здоровую конкурентную среду. В этом состоит отличие Малайзии от многих развивающихся стран. Кроме того, в Малайзии развитие государственного сектора выполняло целевую задачу — перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малайским бизнесменам.
Увеличение экономического потенциала позволило смягчить остроту многих социальных проблем. Доля населения, проживающего ниже черты бедности, снизилась с начала 70-х к середине 90-х гг. в городах — с 22 до 4,5%, на селе — с 45 до 22%.
Это интересно:
Экономико-географическая характеристика экономических районов России
Россия представляет собой самый обширный регион всей Евразии и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому региональный анализ ее экономических районов имеет особый смысл. Тем более, что Россия отличается рядом особенностей даже по сравн ...
Геоэкологические проблемы Сырдарьи и Шардаринского вдхр
Природная среда Казахстана, включающая, в основном, степи, полупустыни и пустыни, а также, уникальные внутриконтинентальные моря и озера, такие, как Каспий, Арал, Балхаш, Зайсан, Алаколь, весьма уязвима от воздействий человека. В результа ...
Амазонская низменность, Амазония
Регион крайне мало изучены туристами. Это край "льянос" (саванн) и сельвы, бескрайних лесов и великих рек, бесконечного разнообразия растительной и животной жизни, а главное - это один из немногих районов планеты, практически не ...