Религия.
Официальная религия Монголии – буддизм. Как и в каждой стране, он имеет здесь национальную специфику. Буддизм в Монголии распространяли тибетские миссионеры. Первая попытка введения буддизма была предпринята ими во 2-й половине 13 в. при внуке Чингисхана Хубилае, однако в тот период буддизм был принят только императорским двором и еще несколькими представителями монгольской аристократии. Более удачной оказалась вторая попытка – в конце 16 в. В 1578 съезд всех князей Монголии с участием главы наиболее значимой в тот момент в Тибете буддийской школы Гелуг принял решение о принятии буддизма в качестве государственной религии. В 1588 был построен первый буддийский монастырь, к началу 20 в. их насчитывалось ок. 750. Для монгольского, как и тибетского, буддизма характерна чрезвычайно высокая насыщенность его практики добуддийскими верованиями, обрядами и представлениями, институт «живых богов» (воплощение богов пантеона в тела живых людей) и признание важной роли монашества в достижении «спасения». Последняя концепция имела своим следствием высокий процент монахов в стране (40% мужского населения, ок. 100 тыс. человек), в каждой семье один из сыновей непременно становился буддийским монахом. Буддийские монастыри выступали в качестве главных мест средоточия оседлого образа жизни. Они владели огромными стадами, получали немалые средства в виде феодальной ренты и добровольных пожертвований верующих, а также занимались торговлей и ростовщичеством. В 1921 в Монголии победила Народная революция. После смерти в 1924 Богдо-гэгэна, «живого бога» и теократического главы государства, местные монахи, да и религия в целом, начали постепенно утрачивать былое влияние и авторитет. Антиклерикальный и антирелигиозный настрой коммунистического руководства страны ускорил этот процесс. К концу 1930-х годов все монастыри были закрыты и разрушены, большинство монахов репрессировано. В результате политических и социальных реформ, начатых в Монголии в 1986, была устранена большая часть официальных ограничений на исповедание религии. Возрождение буддизма происходит в стране с конца 1980-х годов. За это время вновь открылся ряд буддийских монастырей, до того использовавшихся в качестве музеев, началась реставрация других старых монастырских комплексов. В настоящий момент их уже более 200.
Наряду с буддизмом в глухих районах Монголии продолжал сохраняться шаманизм.
В начале 1990-х годов несколько христианских конфессий из Великобритании и США создали в Монголии свои небольшие общины.
Государственное устройство.
Нынешняя конституция Монголии вступила в действие в феврале 1992. Она гарантирует основные права граждан МНР, включая свободу совести и политических убеждений. Согласно конституции, главой государства является президент, а высшим законодательным органом – однопалатный Великий Государственный Хурал. Президент избирается на 5-летний срок путем всенародного голосования, из числа кандидатов, которые выдвигаются членами Великого Государственного Хурала. Высший законодательный орган страны состоит из 75 членов, избираемых всенародным голосованием на 5 лет. Систему судебных органов возглавляет Верховный суд; судьи Верховного суда назначаются Великим Государственным Хуралом.
До 1990 решение всех вопросов политической, экономической и общественной жизни страны осуществлялось под непосредственным руководством Монгольской народно-революционной партии (МНРП) – местного аналога КПСС. В 1990, перед лицом массовых народных демонстраций и призывов к демократии, МНРП отказалась от монополии на власть и согласилась с образованием оппозиционных политических партий, а также с проведением первых за всю историю страны многопартийных выборов. В настоящее время в парламенте Монголии представлены все сколько-нибудь значительные партии и движения. Страной правит второй по счету, со времени начала демократических реформ, президент.
Это интересно:
Проблемы обеспечения экономической безопасности и устойчивости Дальневосточного
региона России в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Начало 90-х годов характеризовалось отказом государства от своих обязательств и вообще от проведения какой-либо акцентированной экономической политики на Дальнем Востоке. В результате дальневосточный регион, несмотря на исключительно выго ...
Почвы и растительность
На севере Чили почвенно-растительный покров почти не развит. На севере среднего Чили располагаются полупустыни, в центре - заросли ксерофильных кустарников - матторалес, эспиналес на серо-коричневых и коричневых почвах, а на участках сред ...
Отраслевая структура экономики испании
Испания — индустриально-аграрная страна, которая, однако, по уровню своего хозяйственного развития уступает высокоразвитым в экономическом отношении государствам Европы. Но ускорение темпов роста в последние 25—30лет позволяет говорить об ...