Первое упоминание об этой, начинающейся "пропастью", пещере принадлежит геологам А.И. Олли и Р.Э. Алксне, которым показали ее в 1960 году местные жители. На основании времени падения камня, ее глубину они оценили в 120-150 м.
Впервые http://stat.bashedu.ru/konkurs/kniss/fotogal/sumgan/s-08.htm спустились в пропасть и обнаружили отходящие от нее галереи участники карстово-спелеологической экспедиции Башкирского университета под руководством Е. Д. Богдановича и И. К. Кудряшова в 1965 году. Последующие их исследования, а также исследования совместно с Башкирской областной спелеологической секцией под руководством Михаила Чванова (ныне широко известного писателя), в 1966-1967 гг. определили протяженность пещеры в 5000 м.
Весной 1967 года спелеологи Московского университета провели повторную съемку пещеры, но в результате интенсивного обледенения стен входной пропасти и навешенного на них снаряжения случилась трагедия - руководители экспедиции Алексеева Е.В. и Алексинский В.Я. погибли. Материалы топосъемки были утрачены.
В 1968-1972 гг. исследование пещеры продолжили спелеологи Свердловской городской спелеосекции под руководством А. Рыжкова и Ю. Лобанова. В результате общая длина ходов пещеры была доведена до 8 км.
В 1976 г. уфимские спелеологи под руководством Евгения Шарова, с помощью альпинистской техники прохождения стенных маршрутов, обследовали коридоры верхнего яруса пещеры, начинающиеся в стволе пропасти на глубине 20-30 м.
В 1980 г. спелеологи г. Усть-Каменогорска, вскрывая закальматированные ходы, довели общую протяженность пещеры до 9860 м. Этот рубеж, несмотря на длительные и упорные исследования многих спелеологов, не преодолен и сегодня.
Это интересно:
Сельское хозяйство
Выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2006 г. в действующих ценах по предварительным данным составил 30 млрд. рублей или 104,7 процента в сопоставимой оценке к уровню 2005 года. Объем продукции в сельскохозяйс ...
Продукция
1990 1991 1993 1998 тыс. т. % тыс. т. % тыс. т. % тыс. т. %
Чугун 9901,7 100 7022,7 70,9 5455,3 55,1 6120,7 61,8
Сталь 9839,1 100 7545,2 76,7 5865,4 59,6 6553,5 66,6 ...
Методы исследования в методике обучения географии
Каждый учитель должен обладать знаниями и умениями исследовательской работы по методике учебного предмета. Это необходимо для оценки результатов собственной работы, изучения опыта других учителей, самообразования и творческого поиска. Иссл ...