Логика первого направления сложилась в 1991-1992 гг. при переходе отрасли из союзного подчинения в российское, когда формирование ее организационной структуры не имело четкой ориентации. После принятия правительством РФ принципиальных решений по реструктуризации угольной промышленности задача их реализации легла на компанию "Росуголь", которая начала проводить реформы в отрасли в условиях дефицита бюджетных средств и давления шахтерского движения. Со временем тенденция упрочения административной монополии и использования государственных рычагов управления для обеспечения собственных конкурентных преимуществ стала преобладающей в деятельности "Росугля". Генетически он нес в себе черты бывшего советского министерства, и поэтому стал рассматриваться как форма государственного капитализма, несмотря на попытки следования логики либерализма.
Второе направление реформирования представляла немногочисленная группа специалистов Минэкономики РФ, полагавшая, что реструктуризация угольной промышленности должна проводится в первую очередь исходя из интересов общества в целом, в рамках институтов социального партнерства. Во главу угла были поставлены создание конкурентной среды и приватизации угольных компаний, полный отказ от угольных дотаций в сжатые сроки, адресность распределения выделяемых бюджетных средств, перенос приоритетов и их использования с производственных потребностей на цели социальной защиты, переход к выделению бюджетных инвестиций исключительно на условиях софинансирования, на конкурсной и возвратной основе. Принципиально важным обстоятельством являлось то, что эта команда не занималась коммерческой деятельность в угольной отрасли.
Представители обеих направлений реструктуризации отрасли признавали необходимость эффективной социальной поддержки высвобождаемых шахтеров. Однако, если специалисты Минэкономики РФ в качестве приоритетов рассматривали развитие местного самоуправления шахтерских городов, углубление адресного, индивидуального характера мер по социальной защите, обеспечивающих "прозрачность" и целевое использование бюджетных средств, то представители отраслевой ориентации угледобывающего производства были приверженцами сохранения функций социальной защиты за руководителями угольных компаний. По сути это означало сохранение ведомственного подхода в распределении бюджетных средств, направляемых на социальную защиту и создание рабочих мест для высвобождаемых трудящихся, через угольные компании. Такая позиция делала бюджетные средства труднодоступными для контроля и создавала почву для злоупотреблений.
Реформы в угольной промышленности начали проводится с 1993 г. Под руководством государственного предприятия "Росуголь" и Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов (МВК). Первый этап начался с разработки государственной политики реструктуризации отрасли.14 июля 1995 г. Были утверждены "Основные направления реструктуризации угольной промышленности России", в которых содержалось несколько целей, в частности, создание конкурентного рынка, на котором в основном действуют частные угольные компании, способные обеспечивать самофинансирование в перспективе; снятие дотационной нагрузки с федерального бюджета, составлявшей в 1993 г.1,4% ВВП, или более 5% всех расходов бюджета. Структура выделяемых дотаций не создавала предпосылок для их снижения.
Под воздействием противодействия представителей этих двух направлений реформирования угольной отрасли правительством РФ на протяжении всего периода реструктуризации отрасли принимались не последовательные, противоречащие друг другу решения. Например, в июне 1996 г. Федеральным правительством почти одновременно были подписаны документы первого угольного займа Всемирного банка предусматривающие меры по демонополизации отраслевого управления, и принято постановление, усиливающее командно-распределительные функции компании "Росуголь". Наряду с анализом содержательных аргументов профсоюзное угольное лобби использовало инструменты политического давления, в частности, обвиняло реформаторов в развале отрасли в интересах иностранного капитала.
Принципиальным событием стала ликвидация данной структуры, которая завершилась передачей с января 1998 г. Функций по реформированию отрасли Минтопэнерго России с одновременным сосредоточением в нем представителей двух направлений реорганизации угледобывающих предприятий. Предполагалось, что эта мера повысит качество отраслевого управления и эффективность работы по реструктуризации.
Это интересно:
Колумбия как государство
Сейчас Колумбия является Республикой, глава государства и правительства - президент. Законодательный орган - двухпалатный конгресс, провазглашенна независимым государством 20 июля 1810 года., является членом ООН и Организации американских ...
Экономико-географическое положение Испании
Испания - государство на Юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского полуострова (около 85 %), Балеарские и Питиусские острова в Средиземном море, Канарские острова в Атлантическом океане и два района на североафриканском побер ...
Восточно-Сибирский район (Восточная Сибирь)
Состав.
Иркутская область, Читинская область. Красноярский край, Агинский Бурятский, Таймырский (или Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский и Эвенкийский автономные округа, Республики: Бурятия, Тува (Тыва) и Хакасия.
Экономико-геогр ...