Аэромассы и воздушные массы не являются синонимами; это, хотя и близкие, но все же различные понятия.
Воздушными массами в синоптической метеорологии называют относительно однородные по физическим свойствам части тропосферы, внутри которых наблюдаются небольшие градиенты температуры и ряда других метеорологических величин, а изменения этих величин с высотой имеют определенную закономерность, характерную для данной воздушной массы в целом. Горизонтальные размеры воздушных масс измеряются тысячами километров, вертикальные — несколькими километрами.
Согласно термодинамической классификации различают следующие типы.
1. Теплые воздушные массы — устойчивые и неустойчивые.
2. Холодные воздушные массы — устойчивые и неустойчивые.
3. Нейтральные (местные) воздушные массы — устойчивые и неустойчивые.
Географическая классификация воздушных масс основана на географическом положении очагов формирования воздушных масс. Различают:
1. Арктический или антарктический воздух (АВ).
2. Воздух умеренных широт (УВ), иногда называемый полярным воздухом (ПВ).
3. Тропический воздух (ТВ).
Каждая из этих воздушных масс делится, в свою очередь, на морскую (м) или континентальную (к), в зависимости от характера подстилающей поверхности и очага ее формирования. Иногда дополнительно уточняется этот очаг, например средиземноморский морской тропический воздух и т. п.
Воздушные массы перемещаются в пространстве и непрерывно изменяются. В результате трансформации воздушной массы становятся иными температура, влажность, система конденсации. Трансформация может быть на уровне крупных регионов (например, Средней Азии, Западной Сибири) и на уровне отдельных ландшафтов и физико-географических районов. Особый интерес представляет трансформация воздушных масс на топологическом уровне — уровне элементарных природно-территориальных комплексов (фаций). Естественно, что наиболее существенная трансформация происходит именно в слое, лежащем ниже этой верхней границы. Аэромассы и воздушные массы не являются синонимами. Сейчас можно уточнить это утверждение. Во-первых, аэромассы включают в себя только «сухой воздух» без атмосферной воды и аэрозолей, во-вторых, к аэромассам относятся лишь те части воздушных масс, которые трансформированы конкретным природно-территориальным комплексом.
Характеристики различных районах европейской территории в России | ||||||
Характеристики |
Воздушная масса | |||||
кАВ |
мАВ |
кУВ |
мУВ |
кТВ |
мТВ | |
Вертикальная протяженность, км Средняя температура воздуха в приземном слое, ° С: январь |
1—3 - 20 |
2—5 -10 |
-8 |
-1 |
опопаузы Не характерен |
+ 3 |
июль |
+ 8 |
+ 10 |
+ 20 |
+ 15 |
+ 25 |
Не характерен |
Горизонтальная видимость, км |
20—50 |
50 |
4—10 |
10—20 |
2—6 |
2—6 |
Это интересно:
Пещера Шульган-Таш -
место обитания древних людей
Несмотря на достаточно длительные поиски, лишь в последние годы в пещере Шульган-Таш В.Е. Щелинским найдена стоянка палеолитических людей. С ее открытием в 1982 году появилась возможность уточнить и конкретизировать возраст живописи по ге ...
Геологическое
строение
и рельеф
Главное место в геологическом строении Испании занимают протерозойские и палеозойские складчатые комплексы Иберийской Месеты, перекрытые на востоке мезо-кайнозойским платформенным чехлом. На севере Иберийская Месета обрамляется южным крае ...
Транспортная доступность страны для российских туристов из Москвы и Санкт-Петербурга
Прямые рейсы в Дублин из Москвы совершает S7. Также ряд авиакомпаний предлагает полёты с пересадкой в различных городах Европы, например CSA (через Прагу), Malev (через Будапешт), Swiss Airlines (через Цюрих). Можно прилететь в Лондон, а ...