Удивительные красивые места мира

Практические примеры применения курса страноведения в школьной географии

Материалы » Методические особенности преподавания страноведения в школьной географии на примере страноведения » Практические примеры применения курса страноведения в школьной географии

Страница 3

·  формирование умения работать в группе;

·  активизация учащихся.

Понятия:

*  абсолютное преимущество;

*  сравнительное преимущество;

*  свободная торговля.

Форма проведения урока:

*  1 ак. час - работа с фактологическим материалом в группах;

*  2-ой час - деловая игра “Остров”.

Дидактический материал:

*  экономическая карта континента;

*  атласы 10 класс;

*  учебник В.П. Максаковский “География” 10 класс;

*  двухцветные карточки по количеству учащихся в классе.

В начале урока класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание - исходя из наличия природных ресурсов (минеральных, лесных, земельных, агроклиматических) дать наиболее полную картину экономики страны. Результатом работы с атласом, учебником, справочной литературой является групповой отчет, в котором должны быть отражены природные ресурсы страны и продукция (сельскохозяйственная, промышленная), а также возможные виды экспортной продукции.

Выбор стран Никарагуа и Аргентины мотивирован тем, что это страны, имеющие сходные природные условия и ресурсы. В общей части курса “Экономическая и социальная география мира” (в географии отраслей мирового хозяйства) они неоднократно упоминались, как страны - экспортеры различных видов продукции.

Примерная форма отчета группы об экономике страны (например, Никарагуа), составленная на основе анализа карт атласа, текста и картограмм учебника.

Аргентина: площадь - 2275 тыс. км2

население – 12,5 млн. человек

плотность - около 12 чел/км2

Климатические пояса: тропический, субтропический, умеренный.

Земельные ресурсы: наибольшие площади-пастбища, пашни, леса.

Полезные ископаемые (возможная запись - условными знаками, химическими символами): нефть, газ, полиметаллы, железные, вольфрамовые, урановые руды.

Сельское хозяйство: животноводство (крупнорогатый скот, овцеводство); зерновые культуры (кукуруза, пшеница; масличные; плантации риса, хлопчатника, сахарного тростника, табака и т.п.

Промышленность: черная, цветная металлургия, машиностроение, химическая, нефтехимическая, электроэнергетика (АЭС, ТЭС, ГЭС), рыбная, пищевая легкая.

Экспорт: текстильное волокно, пшеница, кукуруза, продукция животноводства.

Отчет оценивается учителем географии по пятибалльной системе с учетом активности всех членов группы.

2-ой урок начинается с устного обсуждения отчетов. Учащиеся должны перечислить продукцию, которая является экспортной для рассматриваемых стран.

Вопрос учителя: “ Почему необходима международная торговля?” Отвечая на этот вопрос, учащиеся, по сути, самостоятельно дают определение абсолютного преимущества.

Страна обладает абсолютным преимуществом в производстве товара, если она производит его дешевле, с меньшими затратами ресурсов.

Учащимся предлагается выделить те товары, в производстве которых страны обладают абсолютным преимуществом. Например, Никарагуа- кофе, бананы, Аргентина- шерсть, зерно.

Наличие абсолютного преимущества объясняет причины торговли между странами, хозяйства которых различаются по природно-климатическим условиям.

Вопрос учителя: “Может ли товарообмен между странами быть взаимовыгодным даже в том случае, когда одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров?”.

Ответ на этот вопрос мы получаем, анализируя результаты игры “Остров”. (Необходимо отметить, что условия игры были адаптированы к материалу урока).

Поскольку игра только моделирует реальную ситуацию, то мы ограничимся двумя товарами.

Итак, производители Аргентины и Никарагуа производят два товара: зерно и шерсть. (Выбирая товары мы специально отошли от таких традиционных товаров, как кофе, бананы, т.к. ответ менее очевиден).

Производственные возможности представлены в таблице:

 

Производственные возможности

 

Шерсть (тонн)

Зерно (тонн)

Производители Никарагуа

2

3

Производители Аргентины

6

4

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил России и «территориальная организация»
В ходе общественного развития происходит дифференциация членов общества в зависимости от их участия в разделенном труде. Суть всякого разделения труда состоит в специализации производителя на выпуске какой-либо продукции в объемах, превы ...

Центрально-Черноземный район
Состав. Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области. Экономико-географическое положение. Район имеет небольшую территорию (107 тыс. км2) и удобное транспортно-географическое положение. Граничит с Центральным, Повол ...

Загрязнение отходами производства и потребления
Существенную роль в загрязнении окружающей среды оказывает размещение на рассматриваемой территории отходов производства и потребления, ряд из накопителей которых может оказывать воздействие и на водную среду Каспийского моря. Выше уже го ...

Разделы



Copyright © 2008-2024 - All Rights Reserved - www.wonderlook.ru
Чудесные, знаменитые места в мире, самые красивые, известные сооружения.