· формирование умения работать в группе;
· активизация учащихся.
Понятия:
* абсолютное преимущество;
* сравнительное преимущество;
* свободная торговля.
Форма проведения урока:
* 1 ак. час - работа с фактологическим материалом в группах;
* 2-ой час - деловая игра “Остров”.
Дидактический материал:
* экономическая карта континента;
* атласы 10 класс;
* учебник В.П. Максаковский “География” 10 класс;
* двухцветные карточки по количеству учащихся в классе.
В начале урока класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание - исходя из наличия природных ресурсов (минеральных, лесных, земельных, агроклиматических) дать наиболее полную картину экономики страны. Результатом работы с атласом, учебником, справочной литературой является групповой отчет, в котором должны быть отражены природные ресурсы страны и продукция (сельскохозяйственная, промышленная), а также возможные виды экспортной продукции.
Выбор стран Никарагуа и Аргентины мотивирован тем, что это страны, имеющие сходные природные условия и ресурсы. В общей части курса “Экономическая и социальная география мира” (в географии отраслей мирового хозяйства) они неоднократно упоминались, как страны - экспортеры различных видов продукции.
Примерная форма отчета группы об экономике страны (например, Никарагуа), составленная на основе анализа карт атласа, текста и картограмм учебника.
Аргентина: площадь - 2275 тыс. км2
население – 12,5 млн. человек
плотность - около 12 чел/км2
Климатические пояса: тропический, субтропический, умеренный.
Земельные ресурсы: наибольшие площади-пастбища, пашни, леса.
Полезные ископаемые (возможная запись - условными знаками, химическими символами): нефть, газ, полиметаллы, железные, вольфрамовые, урановые руды.
Сельское хозяйство: животноводство (крупнорогатый скот, овцеводство); зерновые культуры (кукуруза, пшеница; масличные; плантации риса, хлопчатника, сахарного тростника, табака и т.п.
Промышленность: черная, цветная металлургия, машиностроение, химическая, нефтехимическая, электроэнергетика (АЭС, ТЭС, ГЭС), рыбная, пищевая легкая.
Экспорт: текстильное волокно, пшеница, кукуруза, продукция животноводства.
Отчет оценивается учителем географии по пятибалльной системе с учетом активности всех членов группы.
2-ой урок начинается с устного обсуждения отчетов. Учащиеся должны перечислить продукцию, которая является экспортной для рассматриваемых стран.
Вопрос учителя: “ Почему необходима международная торговля?” Отвечая на этот вопрос, учащиеся, по сути, самостоятельно дают определение абсолютного преимущества.
Страна обладает абсолютным преимуществом в производстве товара, если она производит его дешевле, с меньшими затратами ресурсов.
Учащимся предлагается выделить те товары, в производстве которых страны обладают абсолютным преимуществом. Например, Никарагуа- кофе, бананы, Аргентина- шерсть, зерно.
Наличие абсолютного преимущества объясняет причины торговли между странами, хозяйства которых различаются по природно-климатическим условиям.
Вопрос учителя: “Может ли товарообмен между странами быть взаимовыгодным даже в том случае, когда одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров?”.
Ответ на этот вопрос мы получаем, анализируя результаты игры “Остров”. (Необходимо отметить, что условия игры были адаптированы к материалу урока).
Поскольку игра только моделирует реальную ситуацию, то мы ограничимся двумя товарами.
Итак, производители Аргентины и Никарагуа производят два товара: зерно и шерсть. (Выбирая товары мы специально отошли от таких традиционных товаров, как кофе, бананы, т.к. ответ менее очевиден).
Производственные возможности представлены в таблице:
Производственные возможности | ||
Шерсть (тонн) |
Зерно (тонн) | |
Производители Никарагуа |
2 |
3 |
Производители Аргентины |
6 |
4 |
Это интересно:
Различия в понятиях «территориальная структура»
производительных сил России и «территориальная организация»
В ходе общественного развития происходит дифференциация членов общества в зависимости от их участия в разделенном труде.
Суть всякого разделения труда состоит в специализации производителя на выпуске какой-либо продукции в объемах, превы ...
Центрально-Черноземный район
Состав.
Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.
Экономико-географическое положение.
Район имеет небольшую территорию (107 тыс. км2) и удобное транспортно-географическое положение. Граничит с Центральным, Повол ...
Загрязнение отходами производства и
потребления
Существенную роль в загрязнении окружающей среды оказывает размещение на рассматриваемой территории отходов производства и потребления, ряд из накопителей которых может оказывать воздействие и на водную среду Каспийского моря. Выше уже го ...