Очевидно, что Аргентина имеет абсолютное преимущество в производстве и шерсти, и зерна.
Участникам игры раздаются игровые карточки. (Карточка представляет собой полоску цветной бумаги, белую с одной стороны и цветную с другой стороны.) Карточка производителя Никарагуа с цветной стороны (шерсть) имеет 2 части, (это означает, что житель Никарагуа может произвести 2 тонны шерсти, затратив единицу производственных ресурсов) с белой стороны (зерно) - 3 части (т.е. если затратить эту единицу ресурсов на производство шерсти, то получится три тонны шерсти). Карточка производителя Аргентины с цветной стороны разделена на 6 частей, с белой стороны - на 4 части. Карточки характеризуют производственные возможности производителей.
По условиям игры, для нормального существования (“чтобы быть одетым!”) каждый житель должен иметь не менее 2 тонн шерсти. Кроме того, для потребления необходимо зерно (чтобы не умереть от голода).
Подсчитайте максимальные возможности производителей Никарагуа и Аргентины. Получим:
Максимальное количество шерсти = 2 тонны´N, где N - число игроков.
Максимальное количество зерна = 2 2/3 ´ n, где n - число производителей Аргентины.
Пояснение: поскольку производители Никарагуа вынуждены (по условию игры) производить только шерсть, то зерно будет производится только в Аргентине. Разорвите Карточку Аргентины, отделив 2 тонны шерсти (2 части цветной стороны), и продемонстрируйте, что оставшаяся часть содержит 2 2/3 тонны зерна (белая сторона карточки).
Предложите ребятам поторговать. Цель торговли - получить как можно больше зерна, при этом каждый производитель должен иметь как минимум 2 тонны шерсти.
На торги отводится 5-7 минут урока.
Анализ результатов игры
1. Подведите итоги торгов, определите победителя.
2. Выпишите на доске количество произведенного зерна (количество частей белого цвета) при фиксированном количестве шерсти (по 2 тонны на каждого игрока). Полученный результат будет намного превышать максимальный объем производства зерна до торгов.
Вопрос учителя: “Где производители взяли “лишнее” зерно?”
Ответ: “Лишнее” количество зерна есть результат специализации. Дело в том, что абсолютное преимущество не играет роли при определении международной специализации и структуры торговли.
В данном случае имеет значение только сравнительное преимущество.
Страна обладает сравнительным преимуществом, если альтернативная стоимость производства товара в этой стране меньше.
3. Заполните таблицу, подсчитав альтернативные издержки, определите специализацию.
Альтернативные издержки производства (тонн) | |||
Это интересно: Король Марокко, Мохаммед Шестой Каспий. Происхождение, трансгрессия и регрессия, котловина. Динамика
ихтиофауны Главные туристические центры страны |