Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.
Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная
"Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе"
определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:
• Автомобильная дорога в широтном направлении "Нижневартовск – Сургут - Ханты-Мансийск - Советский"
Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:
• на запад -
г.Ивдель - г.Серов (Свердловская-область) -
г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;
• на восток -
г.Томск,
с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
• Автомобильная дорога в меридиональном направлении
"Тюмень - Тобольск - Сургут -Ноябрьск - ст. Пуровск" с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты - Мансийского и Ямало - Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.
• Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направлении
г.Надым -г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский -г.Тюмень.
Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор "север-юг". На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района – Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.
В вывозе из Западной Сибири преобладают: нефть, газ, нефтепродукты, уголь, черные металлы, лесоматериалы, зерно, мясопродукты. Ввозятся: машины и оборудование, товары народного потребления, овощи и фрукты.
Производство строительных материалов рассредоточено по территории ЗСЭР. Главный производитель цемента здесь Кемеровская область, железобетонных конструкций – Тюменская область, а производство строительного кирпича осуществляется в Новосибирской области. Причем в среднем производство строительных материалов на 2005 год составило приблизительно в 2 раза меньше, чем было достигнуто в 1990 году. Строительные камни, используемые для облицовки зданий, при возведении станций метро, мощения городских улиц и для сооружения монументальных комплексов, добываются в Западной Сибири на Алтае.
По производству пластмассы Томская область лидирует в ЗСЭР и занимает третье место в целом по России. С 1995 года производство увеличилось с 396 тыс.т примерно в 2,5 раза. «На данный момент здесь готовится создание второй очереди завода по производству изделий из пластмасс с целью расширения существующего производства»[25].
Это интересно:
Природно-климатические условия
Город расположен на левом берегу р.Обь, в устье р.Барнаулка. Площадь водосбора в створе города 169 км2, протяженность участка Оби в городской черте составляет 47 км. По территории города протекают притоки р.Обь – реки Барнаулка, Лосиха, Т ...
Отрицательная демографическая динамика
Численность населения Иркутской области росла до начала 1990-х гг., затем она начала снижаться. Причины: сокращение рождаемости, возросшая смертность, а главное – начавшейся отток населения. За период 1990–2008 гг. численность населения о ...
«Перспектива - 2020 года»
Ко второму 10-летию 21 века правительство Малайзии поставило задачу создания в стране развитой экономики; эта программа получила название "Перспектива 2020". Для успешного ее выполнения необходимо решить ряд проблем. Одна из перв ...