Развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, куда, по оценкам многих экспертов, постепенно перемещается центр тяжести мировой политики и экономики, действительно впечатляет.
Россия стремится вносить свой реальный вклад в экономическое развитие этого региона. Прирост ежегодного товарооборота нашей страны со странами АТР составляет более 20 %. С Китаем, например, торговля растет на 20-30 % в год, и по итогам текущего года, очевидно, выйдет на рекордную для наших государств цифру – в 25 млрд. долларов. Те же тенденции – и с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Поэтому уже в марте 1995 г. по распоряжению президента РФ была подана заявка на вступление в Форум, в 1998 г. на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена.
Развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции. Конструктивная вовлеченность в эти процессы – стратегический выбор страны, важнейшая задача на обозримую перспективу. Своевременным представляется постановка вопроса об активизации участия России в интеграционных процессах в АТР, прежде всего в форуме “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество” (АТЭС), являющейся центральным их звеном. В настоящее время перед движением за развитие многостороннего сотрудничества в регионе, прежде всего АТЭС, стоят новые задачи по поиску решений проблем углубления неравенства между развитыми и развивающими странами, подстегнутое глобализацией мировой экономики, содействия использованию последними преимуществ “новой экономики”, развитию человеческого потенциала.
В качестве членов рабочих органов АТЭС, российские эксперты получают возможность принимать участие в обсуждении и разработке рекомендаций по стратегическим проблемам экономического и социального становления стран Тихоокеанской Азии, в частности, узловым вопросам внешней торговли, инвестиционной деятельности, развитию трудовых ресурсов, что может создавать более благоприятные условия для российских участников внешнеэкономических процессов в регионе. В случае пассивного поведения российские предприниматели, Россия в целом, вынуждены будут “играть” по правилам, выработанным без их участия, не принимающих во внимание их интересы, а в перспективе иметь региональный экономический порядок жесткого, подчас противостоящего российским интересам свойства.
В рабочих органах АТЭС исследуются актуальные для российских реформ и устойчивого развития проблемы, такие как управление макроэкономическими процессами и структурными преобразованиями в экономике, совершенствование налоговой и таможенной систем, оптимизация финансовых структур и систем социальной поддержки, рассматриваются проблемы сотрудничества в сферах энергетики, транспорта, информационных технологий и экологии, наращивания потенциала людских ресурсов, содействия предпринимательству, прежде всего, малому и среднему.
Следует отметить, что участие в рабочих группах и комитетах АТЭС позволит с небольшими затратами получить доступ к уникальной информации экономического и инженерного характера по всем отраслям и видам хозяйственной деятельности региона, технической, технологической, управленческой экспертизе, на сбор которой обычным порядком ушли бы годы и значительные средства.
Интенсификация участия России в интеграционных процессах в регионе может оказать определенное содействие социально-экономическому развитию регионов Дальнего Востока и Сибири, в том числе и на базе модели, рационально сочетающей импортзамещение с экспортной ориентацией при приоритетном значении участия во внутрироссийском разделении труда.
Во внешнеполитическом плане активизация участия в АТЭС является важным компонентом поворота в сторону АТР российской внешней политики, провозглашенного и реализуемого Президентом В. Путиным, будет способствовать сбалансированию “европейского крена” в российской внешнеторговой, внешнеэкономической деятельности, отвечает объективным потребностям геостратегического положения России в качестве евразийской державы.
Активность в АТЭС увеличит весомость и вероятность участия России в решении основных политических проблем региона. Наблюдается тенденция проведения на “обочине” ежегодных саммитов АТЭС встреч и обсуждения на высшем уровне актуальных политических проблем регионального и глобального свойства. Высказываются мнения о возможности использования этого форума для рассмотрения вопросов безопасности государств региона. В качестве активного члена АТЭС Москва имеет механизм регулярных консультаций на высшем и высоком уровнях со всеми государствами АТР, включая ведущую “тройку” - США, Китай, Японию. Принятие антитеррористической декларации на саммите АТЭС в Шанхае, сохранение этого прецедента в Лос Кабосе, означает, что был сделан новый шаг в постановке политических проблем на повестку дня этой организации.
Это интересно:
Международная экономическая интеграция. Региональные и отраслевые
экономические группировки
На современном этапе развития экономики международное разделение труда происходит вглубь, приобретая новый формы и виды. Сращивание отдельных хозяйств мира произошло по причине углубления международной специализации и обмена. Международна ...
ЭГП
Чили - государство на Юго - Западе Южной Америки. На Севере граничит с Перу, на Востоке - с Аргентиной и Боливией, на Западе омывается водами Тихого океана. В состав территории входят прибрежные острова Чилийского архипелага (Чилоэ, Уэл ...
Крупнейшие лесопромышленные комплексы (ЛПК).
Сотрудничество с зарубежными странами.
Лесопромышленный комплекс России остается одним из самых фрагментированных секторов российской индустрии. Стремительному росту числа предприятий ЛПК (более чем в 5 раз) в начале 90-х годов прошлого века способствовали реорганизация отрасли ...