В то же время доля стран АТЭС во внешнеторговых, прежде всего, экспортных, операциях России относительно высока (свыше 15 %), что превышает объем экспорта в страны СНГ и сопоставимо с аналогичными показателями для стран Центральной и Восточной Европы, которые сравнительно недавно были тесно интегрированы с экономикой России. Иными словами, Россия зависит в большей мере от торгово-экономических связей со странами АТЭС, чем последние от российских рынков и сфер приложения капитала.
В последнее время можно говорить о некоторых позитивных, хотя и ограниченных, сдвигах в этом направлении. Российские транснациональные компании более внимательно смотрят в сторону азиатских рынков по ряду причин - насыщения товарами и услугами рынков Западной Европы, рост капитализации российских компаний, что расширяет потенциал зарубежного инвестирования, возросшее понимание возможностей предпринимательства в странах АТР.
В настоящее время формируются основные направления, по которым российские компании во взаимодействии и поддержке государства могут внести реальный вклад в развитие многостороннего экономического сотрудничества в АТР - это область энергетики, использование геостратегического положения России как естественной транспортной, коммуникационной связующей между Западом и Востоком, весомый научный потенциал.
В концептуальном плане политика “регулируемой открытости” могла бы состоять из следующих основных компонентов:
- признание объективного характера интеграционного процесса в АТР, необходимость постоянного анализа его движения под углом зрения обеспечения российских интересов;
- государство как основной регулятор темпов, сроков, хозяйственных сфер для открытия вовне;
- экономический характер механизма регулирования этого процесса - кредиты, уровень налогообложения, процентные ставки, пошлины и т.п., прибегая только в крайнем случае к административным методам;
- активное государственное содействие адаптации частных компаний к новым условиям внешнеэкономической деятельности, вызванных процессами глобализации и регионализации.
Одним и ключевых принципов такой политики должно быть взаимодействие государства и предпринимателей в достижении стратегических целей на региональном и глобальном уровнях. Для этого представляется целесообразным провести ревизию существующих мер государственной поддержки предпринимательства, предоставить ему льготное финансирование, щадящий таможенный режим, но при этом государство имеет право контролировать и определять объемы и основные направления торговой и инвестиционной деятельности частного капитала экономическими методами.
В ходе усиления взаимодействия с региональным и мировым рынками, в последнем случае на сегодняшний день это вхождение в ВТО, видимо, не должно вызывать сомнение, что членство в ВТО и АТЭС сопряжено с определенными обязательствами по либерализации торговли и инвестиций, расширению доступа на рынок России. В связи с этим возникают вопросы, подразумевающие необходимость внесения корректив в законодательство, способы регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью страны, равно как и другие проблемы. Развернувшаяся в настоящее время дискуссия по вопросу о вступлении России в ВТО проливает свет на проблемы, с которыми России придется иметь дело в ходе участия в программе либерализации торговли и инвестиций к 2010 либо 2020 году в рамках АТЭС.
Особую роль должны сыграть усилия АТЭС по развитию в регионе межкультурного, межцивилизационного диалога. Множество культур и религий – это уникальное преимущество региона. Россия считает, что АТЭС способна проявлять намного больший интерес к вопросу сближения людей, населяющих разнообразный Тихоокеанский регион [44, c. 41].
При оценке положительных и проблемных сторон дальнейшей вовлеченности России в интеграционные процессы в АТР, АТЭС в том числе, прежде всего, видимо, следует исходить из того, что интеграционные процессы в АТР, организационной кульминацией которых в настоящее время выступает АТЭС, имеют характер объективного явления, подготовленного глубинными процессами экономического развития региона, формирования международного разделения труда на базе развития производительных сил стран региона. Они будут идти и дальше с возможными подъемами и спадами независимо от субъективной политической воли и желаний, оставляя на обочине тех, кто выпадает из этих процессов с соответствующими последствиями.
В странах АСЕАН считают, что Россия является, и будет оставаться великой евроазиатской державой, что региональная безопасность выиграет от вовлечения ее в важнейшие политические и мирохозяйственные процессы, идущие в АТР и ЮВА.
Это интересно:
Пищевая промышленность РК. Основные отрасли развития, центры их размещения.
Динамика развития приведите примеры
Пищевая промышленность— отрасль лёгкой промышленности, совокупность производств пищевых продуктов в готовом виде или в виде полуфабрикатов, а также табачных изделий, мыла и моющих средств, парфюмерно-косметической продукции. В системе агр ...
Чем объяснить тот факт, что Уральский регион -
урбанизированный?
Урбанизация - процесс повышения роли городов в развитии общества, рост городов, повышение удельного веса городского населения.
Предпосылками урбанизации являются:
концентрация в городах промышленности;
развитие культурных и политических ...
Физико-географическое районирование
Необходимо напомнить о том, что физико-географическое районирование осуществляется усилиями серьезных специалистов на основе анализа многочисленных условий, в том числе и физико-географических. Последний по времени пример. После распада СС ...